Как добраться
Из Москвы поездами с Ярославского вокзала на Шарью, Урал, Сибирь, Дальний Восток до станции Галич (9 часов пути, около 4 поездов в день, останавливаются не все поезда).
Из Санкт-Петербурга поездами с Московского вокзала, идущими в Екатеринбург, Челябинск или Омск до станции Галич (15 часов пути, 1-3 поезда в день).
Из Костромы до города можно добраться автобусами, идущими до Галича, Чухломы и Солигалича. Раз в день ходит пригородный поезд.
Остановиться в городе можно в гостинице "Галичанка", расположенной в центре (старое дореволюционное здание с высокими потолками, лишенное горячей воды и душа).
|
Галич - город у озера.
|
"...Ведь домой без добычи возвращаться нельзя!" Фото И.Гуревича. |
Галич вытянулся на несколько километров вдоль южного берега одноименного озера, с которым тесно связана вся жизнь города. Низменный берег постепенно повышается, удаляясь от города, пока не выходит на довольно высокие холмы, застроенные преимущественно новостройками. Старый же центр располагается на некотором удалении от озера и представляет собой всего несколько улочек, застроенных каменными и каменно-деревянными домами прошлого века. Через весь город проходит дорога на север в Чухлому и Солигалич, куда можно попасть только проездом через Галич. Вдоль озера тянутся деревенского типа дома, жители которых и в самом деле ведут очень сельский образ жизни. Зимой и летом их излюбленным занятием является рыбалка. Зимой они уходят по льду к другому берегу озера, а летом используют лодки. Пойманная рыба тут же продается на рынке. Сегодня рыба - возможность прокормить семью в условиях, когда, и без того малозначительная, городская промышленность находится в запустении. По южной окраине Галича проходит железная дорога, за которой возвышается довольно высокая гора.
|
Центральная площадь и Торговые ряды. Фото И.Шафранова. |
На горе расположен Паисиев монастырь, от которого весь город виден как на ладони, можно проследить многие улицы, узнать некоторые здания. Вот, например, краеведческий музей. Он делит с городской библиотекой одно здание. В его небольшой экспозиции привлекает внимание макет древнего города, центр которого был несколько восточнее современного. Место это сегодня заполнено новостройками. Чтобы попасть в монастырь, надо двигаться по улице Ленина, пересечь по путепроводу железную дорогу и подняться в гору. Снизу не видно, что церковь и прилегающие территории обнесены глухим деревянным забором. Внутри несколько монахинь и рабочих ведут ремонтно-восстановительные работы. Монахини настроены недружелюбно к любым посетителям, так что от визита лучше воздержаться. На окрестных холмах, окружая город со всех сторон, стоят полуразрушенные церкви, которые кажутся сторожевыми башнями.
|
Да здравствуют Подъемные Краны! Фото И.Гуревича. |
В советское время в городе отстроили целые кварталы типовых домов. Со свойственной соц. реализму прямолинейностью были воздвигнуты монументы. Перед сельскохозяйственным училищем - трактор. Перед заводом кранового оборудования - памятник крану на конусообразном гранитном основании, на которое для большей убедительности надета стилизованная гайка огромного размера. Наиболее приятные места, носящие следы былого процветания, находятся у центральной площади города. Торговые ряды 19 века, белокаменные дома того же времени, расположенные на склоне, церковь, видимая в далекой перспективе улицы Свободы, рынок и уже более поздние здания красного кирпича создают атмосферу уюта. Но стоит отойти от площади по любой из многочисленных улиц, примыкающих к ней, ситуация сразу меняется. Большинство домов находятся не в лучшем виде. Тем не менее, город достоин того, чтобы по пути на север в Чухлому и Солигалич сделать здесь остановку и провести несколько часов.
Страницы истории
|
Дома на улице Гагарина. Фото И.Шафранова. |
Город впервые упоминается в летописях под 1238 годом под названием Галич Мерьский. Галичем город был назван в честь одноименного города Киевской Руси (территория современной западной Украины), а чтобы избежать путаницы, к его имени было добавлено прилагательное по названию племени финно-угорской группы Меря, которое населяло эти места. Есть уверенность, что город существовал и ранее и даже имел мощные земляные стены, датируемые концом 12 века. Располагались они к востоку от современного центра, на так называемом городище Балчуг (в переводе с татарского - грязь, пустырь).
В 13 веке Галич стал столицей удельного княжества, и первым князем его был брат Александра Невского Константин.
|
Фото И.Гуревича. |
В 1363 году город был присоединен к Московскому государству.
В 1389 году Галич вместе с подмосковным Звенигородом отошел ко второму сыну Дмитрия Донского - Юрию, вошедшему в историю как Юрий Звенигородский. После смерти своего старшего брата Василия Дмитриевича (1425), Юрий заявил о своих правах на московский престол. Началась знаменитая "феодальная война" XV века, которую после смерти Юрия Звенигородского продолжил его сын Дмитрий Шемяка, князь Галицкий. Опорным пунктом Шемяки в борьбе за московский престол стал именно Галич, где были построены мощные укрепления.
|
Вид с Шемякиной горы на Галичское озеро и город с Никольским собором. Фото И.Шафранова. |
Крепостные валы сохранились до наших дней вместе с названием - Шемякина гора. Однако мощные стены и башни не помогли мятежному князю. Народ, уставший от междоусобиц, в 1450 году открыл городские ворота законному государю Руси - великому князю московскому Василию II Темному. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре был отравлен. А Галицкая земля окончательно вошла в состав единого русского государства. Некоторые дополнения к этой истории можно прочитать здесь.
В 1608-1613 годах город был сожжен польско-литовскими войсками, но к концу века отстроен заново.
С тех пор ведет спокойную жизнь провинциального городка.
Достопримечательности
Спасо-Преображенский собор (1815) находится на территории бывшего кремля. С ним соседствует Преображенская церковь, построенная в стиле провинциального барокко (1771). В центре города - каменные торговые ряды с характерными колоннами (1825). Вдоль дороги на Солигалич несколько старинных купеческих особняков и церковь Василия Великого. Бросаются в глаза уродливые памятники советской эпохи - трактор в окружении типовых пятиэтажек и "Памятник подъемному крану" перед заводом кранового оборудования.
Паисиев монастырь (14 в.). Основу композиции составляет пятиглавый Успенский собор, из глав которого уцелела только одна (сейчас реставрируется), с пристроенной позже колокольней шатрового типа. Рядом сильно разрушенная Троицкая церковь.
|