Яшезерский монастырь
Яшезерский монастырь. Фото И.Гуревича.

Общая информация

В республике Карелия, в Вепсской волости, на западном берегу Яшезера примерно в 17 километрах от деревни Шокша, располагается Яшезерский монастырь. Обитель сия не была отмечена какими-то значимыми историческими событиями имевшими место в ней, но является одной из самих близких к столице Карелии - Петрозаводску.

Как добраться

Добраться в Яшезерский монастырь можно несколькими способами, но все они в той или иной степени требуют определенного труда.

Первый вариант - для тех, кто путешествует на собственном транспорте. Автомобильные пути от Питера и Москвы сливаются в Вознесенье, где необходимо воспользоваться паромом или ледовой переправой (если зима суровая). Паром ходит с 6 до 21 каждый час. Далее необходимо добраться до деревни Шокша, что лежит на дороге Петрозаводск - Вытегра. Дорога эта очень красива, оборудована видами на Онежское озеро и проходит через Гимреку, где можно посетить одноименный погост, и Щелейки, с церковью Дмитрия Мироточивого (Дмитрия Солунского). От Шокши до указанного на карте поселка Лесной (упразднен в 1947 году, едва видны фундаменты домов, а зимой не видно ничего) дорога вполне проезжаема автомобилями любых типов, зимой ее чистят. От бывшего поселка Лесной в южном направлении уходит дорога заметно более плохого качества. Летом на мокрых участках можно завязнуть, зимой реально проехать на легковом автомобиле, лучше на полноприводном. Не доходя около километра до Яшезера, дорога раздваивается: прямо - к охотничьей базе на восточном берегу озера, направо - к монастырю на берегу западном. Можно доехать до базы и перейти озеро по льду. В "не сезон", когда льда нет, надо двигаться по дороге. По ней можно проехать еще около километра до северного края озера. Отсюда до монастыря (около 400 метров) утонувшая гать. Зимой замечательно идти по льду над гатью, летом придется брести по колено в воде.

Карта с треком
и путевыми точками.

Второй вариант - поездом на Мурманск или Петрозаводск до станции Ладва (поселок Ладва-Ветка). От Москвы один поезд в день, от Питера полтора. Также на станцию Ладва можно попасть пригородными поездами Петрозаводск-Свирь и Петрозаводск-Токари (тот и другой по разу в день в каждую сторону). Отсюда пешком, на лыжах или велосипеде по остаткам старой, обозначенной на карте, узкоколейки можно добраться до поселка Лесной, что был описан выше, в первом варианте. Бывшая узкоколейка - это вполне проезжая дорога, по которой ездят джипы и грузовики, чаще - зимой.

Если у вас нет ни своего автомобиля, ни желания совмещать посещение Яшезера с турпоходом, то до монастыря следует добираться из Петрозаводска автобусами или маршрутками на Шелтозеро, Каскесручей, Вознесенье, Вытегру или Вологду до деревни Шокша. Количество рейсов сильно варьируется в зависимости от дня недели и времени года, но два рейса - утром и вечером - ходят гарантированно. От Шокши пешком.

Специально для энтузиастов спутниковой навигации приводим трек, снятый 13 декабря 2003 года. Сам трек в формате OziExplorer можно посмотреть здесь, путевые точки лежат тут, а карта местности с наложенным треком и путевыми точками располагается чуть правее. Благодарим Алексея Нилова за предоставленные данные.

Важно отметить, что журналисты, которые дальше конца асфальта в жизни не хаживали, любят порассказать о дороге в Яшезерский монастырь в эпическом стиле. Этому способствует информация, распространяемая из "управления делами" монастыря в Шелтозере. Делается это, не по злому умыслу, а для придания делу восстановления монастыря особого имиджа. Обращать внимание на эти слова не следует, они произносятся не истины ради, а саморекламы для. С другой стороны, во время весенней и осенней распутиц, дорога может быть сложна для транспортных средств. Лучшее время для посещения монастыря - по первым морозам, в ноябре - декабре, в зависимости от текущих погодных условий.

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь.
Страницы истории

Яшезерский монастырь. Фото И.Гуревича.
Яшезеро. Преображенский храм.
Фото И.Гуревича.

Точная дата основания обители не известна. Зато известно имя человека, которому монастырь обязан своим появлением на свет: это Иона из Шокши. Шокша и ныне самая близкая к монастырю населенная деревня. Согласно легенде, Иона был одним из учеников Александра Свирского, и получил от него благословение на подвиг пустынничества. Он отправился на берега Яшезера, и провел здесь в безмолвии 30 лет. Через некоторое время к Ионе стали стекаться духовно близкие люди, сообщество которых было преобразовано в монастырь во второй половине 16 века, и к этому же сроку относятся первые письменные упоминания о нем, а первой постройкой была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1589 году по решению митрополита Новгородского монастырь был освобожден от податей, что способствовало процветанию небольшой обители. Согласно указанному на сайте монастыря, собранные деньги пошли на создание нового храма Преображения Господня, однако строительство его было начато лишь в 1628 году, а еще через год завершено. Особой гордостью монастыря является то, что его вкладчиками были особы царственные: великая княгиня и царица Марфа Ивановна, и великие князья и цари Федор Иванович (1584-1598 гг.) и Василий Иванович Шуйский (1605-1610 гг.).

Иона, говоря современным языком, был хорошим менеджером, о чем можно судить по почти полному забвению монастыря после его смерти (1629 год). Во второй половине 17 века была обновлена Благовещенская церковь. В 1725 году обитель приписали к Клименецкому (Климецкому) мужскому монастырю, а в 1734 году к Александро-Свирскому.

В середине 18 века Яшезерская пустынь жила скорее плохо, чем хорошо. Хозяйство было небольшое (пашни, мельница, скот, луга), монахов было немного. В 1764 году монастырь был упразднен Екатериной, а его имущество приписано к новгородскому Архиерейскому дому. В 1809 году была попытка восстановить самостоятельный монастырь, однако, неудачная. В тот же год он был приписан к Ивенскому приходу.

Постройки, руины которых мы видим сегодня, появились на свет в середине 19 века. В 1847 году была создана специальная комиссия, которая в 1851 году приступила к работам в монастыре. Главным финансистом строительства стал Петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. По большей части на его средства была построена каменная церковь Преображения Господня. С 1857 года пустынь вновь самостоятельна, ее штат составляли 7 человек. До конца 19 века были вновь построены ограда (для ее строительства использовался не только обыкновенный кирпич, но и камень с приятным темно-малиновым оттенком, добываемый в местных карьерах), хозяйственные постройки монастыря, а также инфраструктура для паломников (в том числе гостиница).

Яшезерский монастырь. Фото И.Гуревича.
Яшезеро. Проездные ворота.
Фото И.Гуревича.

О местном камне следует рассказать немного подробнее. Это - так называемый Шокшинский или малиновый кварцит, добываемый в карьерах под Шокшей с конца 17 века. Во времена более романтические камень именовался соответственно - Шоханским порфиром. Причиной тому была, по всей видимости, его схожесть с египетским порфиром сургучного цвета. Последний с незапамятных времен являлся традиционным материалом для отделки особо торжественных гробниц. Это, видимо, во многом предопределило судьбу и Шокшинского кварцита. Так, предметом особой гордости многих наших соотечественников является тот факт, что именно из Шокшинского кварцита изготовлен саркофаг Наполеона, что в Париже. Если нет возможности добраться ни до Яшезера, ни до Парижа, то можно сыскать ряд величественных гробниц и в более доступных местах. Так, Шокшинский малиновый кварцит пошел на отделку интерьеров мавзолея товарища Ленина, что в Москве. Но не только руководители столь высокого ранга были удостоены подобной чести. Досталось также мемориалу на Мамаевом кургане, что в Волгограде, а также и простым, неизвестным солдатам - в Петрозаводске и Москве. Могила Неизвестного солдата в Москве лучшее место в столице для знакомства с этим камнем - на его блоках высечены названия всех городов и крепостей-героев. В Петербурге же малиновый кварцит легко увидеть на пьедестале памятника Николаю I на Исаакиевской площади.

Но вернемся к монастырю. В начале 20 века число монахов так и оставалось 7-8. В 1918 году монастырь был закрыт, монахи расстреляны, а помещения использовались в дальнейшем как лагерь и леспромхоз. Еще несколько лет назад над вратами был виден образ Сталина, нарисованный, вероятно, в те времена. А рядом и сегодня, в году 2003 видны следы от пуль.

В связи с 440-летием, которое отмечалось в 2002 году, был поднят вопрос о восстановлении монастыря, и с года 2003 оно началось. Первый результат - из церкви вынесен мусор (куда?), количество которого возрастает с 10 до 20 тонн в зависимости от удаленности авторов статей от мест событий. Довольно прискорбен тот факт, что в связи с восстановлением развита значительная шумиха в прессе, что способствует созданию новых легенд о пустыни. Дорога к обители превращается в полный опасностей путь, а её история пополняется плодами журналистских измышлений. Журналисты разных изданий не могут написать правду: восстанавливается заурядная небольшая обитель не игравшая сколько-либо существенной роли в жизни страны. С другой стороны, восстановление монастыря основанного вепсом в сегодняшней вепсской волости - это звучит логично, и не надо искать вселенского масштаба поводов. Не менее логично звучит и идея восстановления одного из ближайших к Петрозаводску монастырей. Но пресса предпочитает изыскивать другие козыри, причем похоже, пишущие люди плохо понимают, о чем идет речь. В статьях количество монахов плавно возрастает с 8 до 200, в пустынь уже возят паломников из Петербурга переполненными пароходами по расписанию три раза в неделю… Один журналист после описания "божьего провидения" помогшего ему пройти "жуткий путь" восхищается, дословно, "древней кладкой монастыря", вероятно, не зная, что датирована она серединой 19 века. Одним словом, налицо довольно печальная картина смеси вранья и некомпетентности. Зачем это все нам? Зачем это все монастырю?

Более подробно об истории Яшезера можно прочитать на страницах монастырского сайта: http://yashozero.onego.ru/index.phtml?w=6

День сегодняшний

Монастырь находится на западном берегу Яшезера, напротив охотничьего хозяйства, где по слухам охотится сам глава республики. Мы склонны верить этим слухам, так как видеть чищенную трактором 17-ти километровую дорогу к нескольким "простым охотничьим домикам" довольно странно. Странны и сами охотники, разъезжающие по окрестным лесам на джипах стоимостью в десятки тысяч долларов. Вероятно, неплохой доход приносят шкуры убитых медведей да волков.

От базы открывается величественный вид: четырехугольная ограда с 4 башенками по углам и двумя воротами ограждает руины Преображенского храма. Храм находится в ужасном состоянии: над входом кусок кладки весом, наверное, в тонну висит непонятно на чем. По всему зданию тянутся большие и маленькие трещины. Не в лучшем состоянии башни ограды.

Однако в целом, поездка в Яшезерский монастырь оставляет довольно сильное впечатление и рекомендуется всем любителям русской старины. Вероятно, не следует откладывать поездку сюда в долгий ящик, так как реставрация, как мы знаем из практики, не всегда благо для таких вот "других миров".

Яшезерский монастырь. Фото И.Гуревича.
Панорама Яшезерского монастыря.
Фото И.Гуревича.

Бобры

Говоря о Яшезерской обители невозможно не сказать о... бобрах. Это трудолюбивое животное стало едва ли не символом монастыря. Во всяком случае, без упоминания о бобрах обходится редкая газетная статья о здешних местах, а иеромонах Досифей (настоятель шелтозерского храма Рождества Христова и куратор восстановления монастыря) даже отметил высокую роль бобров в деле сохранения Яшезерской пустыни.

И в самом деле, бобры действительно приложили свои руки, а лучше сказать, зубы, в здешних краях. Благодаря их плотинам уровень воды в ручьях-озерах повысился, что привело (по непроверенным данным) к затоплению, в частности, последнего участка дороги (около 400 метров) до монастыря. Будет жалко, если для того, чтобы дорога вновь стала проезжей потребуется разрушение бобровых плотин и жилищ на ручье, вытекающем из озера. Впрочем, наступление цивилизации никогда ничего хорошего для животных не приносило.