Общая информация
|
Суздаль. Купола церквей Лазаря и Антипия. 1667, 1745 гг. Фото А.Тилипмана. |
Среди бескрайних полей на берегу обмелевшей реки Каменки стоит древний город Суздаль.
Река здесь сильно петляет и образует несколько полуостровов, далеко вдающихся друг в друга.
Видимо, это обстоятельство и предопределило строительство города именно на этом месте.
Река могла использоваться в качестве дополнительной преграды на пути врагов.
Поэтому неудивительно, что один такой полуостров занят кремлем.
Каменка не утратила своего стратегического значения и в наши дни.
Так, на другом полуострове воздвигнут туристический комплекс.
Основные городские постройки сосредоточены на левом берегу Каменки, и рассекаются двумя магистралями.
Одна идет с севера, из Иваново, на юг, во Владимир.
Вторая идет перпендикулярно первой и в месте пересечения с нею образует центральную площадь.
Если ехать по этой дороге на восток, то примерно через пять километров можно попасть в село Кидекша,
о котором подробнее можно прочитать здесь.
Если же ехать на запад, то в конце концов можно оказаться в другом старинном городе - Юрьеве-Польском.
По окраинам город переходит в деревню с типичными деревянными домами и приусадебными участками.
Берега Каменки в некоторых местах высоко поднимаются над водой,
создавая естественный пьедестал для крупномасштабных городских построек.
Особенно красивы виды от Покровского монастыря на Спасо-Евфимьев
(последний как раз стоит на высоком берегу) и наоборот.
Древние градостроители умело использовали особенности рельефа
для придания своим постройкам большей монументальности.
На такой незначительный по размерам город, как Суздаль, приходится пять монастырей и один кремль.
Когда идешь по городу, то постоянно виден, по крайней мере, один из них, да еще несколько отдельно стоящих церквей.
Так что выражение "город-музей" более чем соответствует действительности.
Как и положено всякому уважающему себя музею, большинство "экспонатов" Суздаля
находится в приличном состоянии, а не в руинах,
как во многих местах, не входящих в "Золотое Кольцо".
Есть, правда, и оборотная сторона.
По всей видимости, отцы города полагают, что "приличное состояние"
подразумевает яркую и броскую раскраску.
Церкви цвета черничного или клубничного йогурта вызывают легкое недоумение.
Впрочем, как показывает опыт наблюдения за куполами
Богородицко-Рождественского собора кремля,
есть надежда, что через несколько лет природа возьмет свое.
Еще один интересный факт. На схемах города выпущенных в 1990 году, через реку Каменку указано значительно больше мостов, чем построено на самом деле.
Стоит также иметь в виду, что большая часть мостов - легкие пешеходные (по-местному "лавы") - строятся каждый год после половодья заново. То есть ранней весной количество переправ через речку резко сокращается.
Автовокзал, куда приходят междугородние автобусы, находится довольно далеко от центра в сторону Кидекши.
В городе есть автобусные маршруты, но ходят они редко, да и пересечь весь город пешком не составляет труда.
Суздаль удобно посещать вместе с целым рядом городов "Золотого Кольца" расположенных неподалеку.
Страницы истории
|
Суздаль. Река Каменка и башни Спасо-Евфимьевского монастыря. Фото А.Тилипмана. |
Датой рождения городов, точное время основания которых неизвестно, считается первое дошедшее до нас упоминание о них в какой-нибудь летописи.
В одной из них сказано, что в 1024 году, после неурожая, в Суздале и его окрестностях вспыхнуло восстание.
На его подавление прибыл из тогдашней столицы - Киева сам Ярослав Мудрый. Летопись умалчивает, как именно Ярослав подавил бунт - мудростью или яростью, но беспорядки прекратились.
Видимо, жизнь в городе до 1024 года текла относительно мирно, иначе о его существовании мы узнали бы раньше.
Впрочем, есть версия, что города Суздаля в это время как такового еще не существовало, а под этим именем понималась лишь местность.
Обилие плодородных земель, близкое соседство с огромным лесным массивом,
маленькая, но судоходная речка, проходящие неподалеку торговые пути -
все создавало условия для тихой зажиточной жизни в медвежьем углу Киевской Руси,
в тысяче километрах от столицы.
Так продолжалось до 1054 года, когда полулегендарный правитель Киева отошел в мир иной. Дети Ярослава все делили по-братски. Суздаль, Ростов, Белозерск и многое другое получил брат Всеволод, а позже унаследовал внук Владимир, более известный как Мономах. Мономах отдал Суздаль Мстиславу, но тот предпочел Новгород.
В конце концов, город оказался у Юрия Владимировича Долгорукого.
Тем временем "большие князья" устроили кровавые разборки (1096) по земельному вопросу. Князь Олег Черниговский покусился на мономашие земли и захватил их изрядный кусок.
Узнав, что Мстислав бросил все дела и идет из Новгорода к нему навстречу, Олег отступил, походя спалив беззащитный Суздаль.
"Справедливость", как всегда восторжествовала, земли вернулись владельцам, но город пришлось отстраивать заново.
Однако через десять лет проблемы возникли вновь. На этот раз с Волги пришли болгары, опустошили окрестности, осадили Суздаль. Пришло время Мономаха оторваться от дел и наводить порядок (1107) на Суздальских землях.
Некоторое время спустя маленький Юра подрос и стал большим и сильным князем, властителем Ростово-Суздальского княжества. В 1125 году он перенес его столицу из Ростова в Суздаль, а свою загородную резиденцию устроил в Кидекше (5 км от Суздаля). Вокруг города Юрий возвел земляные валы с дубовым частоколом, а вокруг этих укреплений были вырыты рвы, сообщавшиеся с Каменкой.
Вскоре после смерти Юрия
столица княжества переносится во Владимир. Суздаль, однако, продолжает расти, вокруг него строятся новые монастыри, обновляются укрепления.
|
Суздаль. Фото А.Тилипмана. |
Впрочем, укрепления оказываются бессильными против монголо-татарских орд, особенно, когда некому воевать.
Монголы шли широко и напали сразу и на Владимир, и на Суздаль (1238).
Ополчение последнего находилось в это время в походе, из которого так и не вернулось.
Город был захвачен, сожжен, а население его частично убито, частично пленено.
Некоторое время город платил дань самостоятельно, а в 1392 году московский князь получает от монгольского хана право на управление Суздалем. Очевидно, у хана были проблемы со сбором дани с мелких административных образований, и он занялся объединением российских земель. С тех пор город навсегда теряет свою самостоятельность, но покой не обретает. Полчища захватчиков продолжают периодически нападать на Суздаль, нанося ему значительный ущерб.
В 16-ом веке в городе усиливается каменное строительство, сюда лично приезжает Иван Грозный.
И то, и другое свидетельствует о высоком статусе Суздаля.
Значение города во многом обуславливается тем, что с 14-го века он становится центром
Суздальской епископии, одной из богатейших феодальных организаций того времени.
Более того, в веке 16-ом она возводится на степень архиепископии.
Немного цифр. К 16-му веку в Суздале сформировалось 11 монастырей и 1 кремль.
Кремль имел 15 башен, на его территории располагался 1 каменный собор и еще 7 деревянных шатровых церквей.
(Когда окажетесь на месте, попробуйте представить себе плотность застройки!)
В черте городского вала находилось еще 14 деревянных церквей.
Упомянутые выше 11 монастырей в сумме располагали еще 27 храмами.
Учитывая, что к концу 16-го века в Суздале было лишь немногим более 400 жилых дворов,
получаем, что примерно на каждые 8 из них приходилась "своя собственная" церковь!
17-й век начался для города неудачно.
В 1611 году после полугодовой осады Суздаль разрушается
польско-литовскими интервентами.
В 1634 году переживает нападение Крымских татар. А в году 1644 город отдают... в приданое принцу датскому Вольдемару, будущему мужу царевны Ирины.
Довершает дело разорения города чума 1654-1655 года, истребившая почти половину всего населения.
|
Суздаль. Башни Спасо-Евфимьевского монастыря. Фото А.Тилипмана. |
И тем не менее, с сороковых годов 17-го века
в Суздале начинается период расцвета монументального строительства.
Очевидно, все многочисленные напасти слабо затронули казну Суздальского духовенства.
Строится епископ, не отстают и монастыри - их каменные храмы и стены могут
теперь посоперничать с кремлем! Стены Спасо-Евфимиева монастыря обзаводятся 12 башнями.
И какими!
Мощные укрепления монастыря в полной мере были оценены в 1767 году,
когда в нем организовали центральную тюрьму для всякого рода вольнодумцев,
как духовных, так и политических.
В целом, 18-й век не привносит в жизнь города ничего хорошего.
Государственные реформы подрывают экономическое могущество Церкви,
Суздальская епископия упраздняется.
В 1788 году, при Екатерине Великой, учреждается новый план города,
который ясно свидетельствует о появлении такого чертежного инструмента, как линейка.
На карте Суздаля появляются прямоугольные кварталы и длинные прямые улицы.
В то время город имел 17 кожевенных, 3 кирпичных и 7 солодовых заводов, шелковую фабрику и 138 лавок.
Культурные учреждения были представлены 5 монастырями, 12 питейными домами и 34 церквями.
19-й век отметился в истории Суздаля колокольней Ризположенского монастыря
и торговыми рядами. Можно смело сказать, что обе постройки далеки от того,
чтобы называться шедеврами. Значительные размеры обеих лишь подчеркивают
безнадежную провинциальность города.
Наконец, наступает год 1862.
В этот год вступает в строй железная дорога, разумеется, обошедшая Суздаль стороной.
К концу 19-го века, как и девятью веками раньше, Суздаль становится лишь центром
сельскохозяйственной округи.
Уже в близкие нам дни, в 60-х годах 20-го столетия, были приняты судьбоносные решения, призванные сделать Суздаль туристической Меккой.
Многие памятники восстановили, отреставрировали, построили необходимую туристическую инфраструктуру.
Поток туристов, действительно, одно время был велик. В начале 90-х годов 20-го века этот поток существенно уменьшился, однако в последнее время Суздаль вновь становится популярным местом проведения выходных, свадеб и выпускных вечеров.
Возможно, в скором будущем туризм снова начнет приносить городу заметный доход.
Достопримечательности
Кремль.
|
Суздаль. Кремль. |
Когда один из авторов настоящей статьи увидел впервые Богородице-Рождественский собор
(в то время он как раз был только что отреставрирован), то ему показалось,
что он смог бы весь день, не отрываясь, смотреть на его синие купола.
(Прошло менее 10 лет и их цвет изменился до неузнаваемости.)
Собор, стоящий посреди кремля, был построен в 12-ом веке.
Однако уже к началу 13-го века собор стал разрушаться,
поэтому по распоряжению князя Георгия Всеволодовича
в 1222-1225 годах он был разобран до основания и отстроен полностью заново.
Но и этот вариант собора до нас целиком не дошел.
В 1445 году у него обрушился верх и более 80 лет собор стоял в развалинах.
Наконец, в 1528 году начались восстановительные работы,
включившие в себя частичную разборку стен, и к 1530 году
собор был отстроен вновь, получив на этот раз обычное для того времени
пятиглавое завершение.
Работы производились по приказу Московского царя Василия III
и были приурочены к окончанию набега казанского хана.
Большая часть последующих переделок собора была ликвидирована
уже в наше время при реставрации 1964 года.
Собор также известен своими "Златыми вратами", датируемыми 1230-1233 годами.
Створки ворот разделены на квадраты,
в каждом из которых представлена своя сюжетная картинка.
Все изображения выполнены в своеобразной и эффектной технике
золотого письма по черненой меди.
Врата установлены в западном и южном порталах собора.
С внешней стороны стены собора украшены декоративными колоннами и резьбой по камню.
Со стороны внутренней - фресками самого разнообразного времени:
от начала 13-го века, до конца века 19-го.
Чтобы подойти к собору, надо зайти внутрь пояса стен кремля,
которые кажутся очень невысокими, недостаточными для защиты города.
Другое дело мощные укрепления Спасо-Евфимьева монастыря!
Вокруг кремля кое-где сохранились остатки древних земляных валов,
мало подверженных разрушительному воздействию времени.
Сегодня на территории кремля располагается музей, который занимает несколько помещений,
в том числе Архиерейские палаты - резиденцию духовного руководства.
Палаты представляют из себя сложный конгломерат, создававшийся на протяжении 15-18 веков.
Судя по размаху сооружения, местные архиереи распоряжались большими деньгами.
В 1635 году на территории кремля появляется шатровая колокольня
- очень массивное и тяжеловесное сооружение.
Интересно, что нижний ярус колокольни вмещает в себя
маленькую домовую митрополичью церковь.
Церковка соединяется с архиерейскими покоями галереей,
так что высшее духовенство могло добираться к месту работы, не выходя на улицу.
Напротив кремля, на другом берегу Каменки, располагается музей деревянного зодчества, довольно любопытный.
Большинство его экспонатов интересны, но их взаимное расположение оставляет желать лучшего.
|
Суздаль. Вид на Спасо-Евфимьевский монастырь от Покровского монастыря. Фото А.Тилипмана. |
Спасо-Евфимьевский монастырь.
В 1352 году к северу от центра города, на высоком левом берегу Каменки,
по приказу Суздальско-Нижегородского князя Константина
был основан мужской Спасо-Евфимьев монастырь.
Монастырь задумывался как крепость и был первоначально обнесен деревянной оградой (разрушена поляками).
Справедливости ради, необходимо признать,
что расквартировав в монастыре свои войска,
поляки ограду восстановили заново.
Сегодняшние же красноватые кирпичные стены были возведены к 1664 году.
Мощные укрепления имеют 12 башен построенных с учетом возможностей появившейся в то время артиллерии.
Надо сказать, что новой могучей крепости так и не довелось сыграть боевой роли.
Внешний враг уже не грозил глубинам России.
Другое дело враг внутренний.
И вот, в 1767 году, чтобы добро не пропадало, ему нашли новое применение.
Монастырь стал центральной тюрьмой для инакомыслящих.
К арестантам здесь применялись самые бесчеловечные наказания,
и место это стало пользоваться дурной славой.
Тюрьма была упразднена лишь в 1905 году.
(Сравните с историей Кирилло-Белозерского монастыря.)
Весь комплекс сооружений монастыря находится в отличном состоянии.
За стенами прячутся Спасо-Преображенский собор (1564),
шатровая Успенская церковь (1525),
монастырские хозяйственные и жилые постройки,
звонница (16-17 вв).
В наше время звонница полностью восстановлена, и на ней опять висят колокола.
Если повезет, то можно попасть на концерт (обычно около 3 часов дня).
У стен монастыря похоронен князь Пожарский.
Похороны его состоялись в 1642 году, а надгробие установленное на могиле,
было сооружено аж в 1974.
Покровский монастырь.
|
Суздаль. Вид на Покровский монастырь от Спасо-Евфимьевского монастыря. |
На другом берегу Каменки, напротив мужского Спасо-Евфимьева монастыря,
в 1364 году был основан женский Покровский монастырь.
Монастырь использовался как место ссылки для женщин знатных фамилий и даже жен великих князей.
История его расцвета на редкость трагична и достойна подробного описания
(прочитать ее можно здесь).
Ансамбль монастыря складывается из белокаменной ограды с 9 башнями,
в том числе двумя башнями с каменными шатрами,
уникальной Благовещенской надвратной церкви (1518) ,
Покровского собора (1510-1514) с пристроенной колокольней,
Зачатьевской трапезной церкви (1551), нескольких монастырских зданий.
Сегодня в монастыре опять можно увидеть монашек,
хотя основное нынешнее назначение монастыря - ресторанное и гостиничное.
Если вы никогда не жили в "русской избе" или в номере за 100 долларов,
то здесь вы сможете с успехом совместить оба эти приключения.
К югу от Спасо-Евфимьева монастыря расположен монастырь Александровский, основанный, по некоторым данным, в 1240 году самим Александром Невским. Однако, единственный дошедший до наших дней храм этого монастыря (Вознесенский) датируется 1695 годом.
Отсюда открывается приятный вид на Покровский монастырь. Как и в последнем, на территории Александровского монастыря
также зародилась очередная гостиница, пониже уровнем. В целом прослеживается занятная тенденция.
Далее к югу расположен четвертый монастырь - Ризположенский. Он был основан аж в 1207 году Суздальским епископом Иоанном и предназначался для женщин. Впрочем, сегодняшний свой вид он начал принимать значительно позже - в веке 16-ом, когда началась замена деревянных сооружений на каменные. Главная достопримечательность этого монастыря - "Святые врата" (1688) в южной, обращенной к городу, стене. На территорию лучше не заходить - реставрация не закончена, и памятники старины огорчают своим состоянием.
Монастырь украшен контрастирующей со всей архитектурой древнего города колокольней (1813-1819) высотой в 72 метра. На наш взгляд, сооружение это совершенно неуместно и не обладает выдающимися архитектурными достоинствами. Скорее всего, строя ее, отцы города хотели показать, что Суздаль ничуть не хуже, чем столичный Петербург. В результате, город приобрел чуждое ему по стилю сооружение.
|