Калязин
Символ города.
Фото Адриано Сильвестри.
Калязин
Калязин
1775

Калязин -

районный центр в Тверской области, расположенный у места впадения реки с поэтическим названием Жабня в Волгу. В городе 15.8 тыс. жителей (1992) и несколько предприятий легкой и пищевой промышленности.

Как добраться

Из Москвы с Белорусского вокзала поездом на Рыбинск (4 часа в пути, прибывает глубокой ночью); либо на электричке до Савелово с одноименного вокзала и далее на пригородном поезде (2 раза в день) - в сумме дорога займет 4-5 часов. Летом 1-2 раза в день ходит "Комета" из Савелово.

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала прицепным вагоном на Углич (12 часов в пути, идет ночь). Можно также московскими поездами добраться до Твери (более 10 отправлений в день, примерно 5-7 часов в пути) и далее... (см. ниже)

Из Твери автобусом следующим в Калязин (2 рейса в день, 4 часа в пути). При следовании в Калязин со стороны Питера, путь через Тверь может оказаться несколько быстрее, но заметно дороже и неудобнее. Следуя из Питера или из Твери, разумно сначала осмотреть Кашин.

В городе есть гостиница.

Основная достопримечательность города - колокольня, одиноко стоящая посреди воды.

Калязин - город затопленной колокольни

Калязин - городок, известный с 12 века, раскинулся амфитеатром на высоком правом берегу Волги. Перед самой войной его практически полностью перестроили (в связи со строительством водохранилища), так что можно говорить, что город опять молод. Впадающая в Волгу река Жабня сильно выиграла от строительства ГЭС. Теперь это широкая полноводная заводь, разделяющая город на две части - восточную и западную. Не всякая речка может хвастнуть такой шириной! Чтобы ее пересечь, надо воспользоваться единственным мостом, расположенным чуть выше города. Старый центр расположен в нескольких метрах ниже уровня реки под водой. Новый - в западной части, вдоль шоссе, ведущего в Кашин. (Кстати, примерно в 9 километрах от центра Калязина на этом шоссе есть мост через Волгу. Мост очень высок, с него открывается красивая панорама.) Водохранилище не только изменило облик города, но и повлияло на его климат. Большие водные пространства несколько демпфируют колебания температур. К северу и востоку от Калязина местность преимущественно ровная и лесистая, на западе преобладают поля.

Город удобно посетить вместе с Кашином, так как расстояние между ними составляет всего 25 км, автобусы ходят до 5 раз в день, в пути около 40 минут. Далее из Калязина можно отправиться в Углич, или на юг, в Сергиев Посад (1 автобус в день, около 2.5 часов в пути, 120 км).

Сегодняшний Калязин производит впечатление довольно нового города. Разлившееся водохранилище затопило старый центр, для людей построили типовые дома и бараки на высоких местах. Но несмотря на непоправимый урон, нанесенный облику города строительством водохранилища, в городе появились приятные для прогулок места с видом на огромные водные пространства. Одно из таких мест находится в Восточной части города (той, что на правом берегу реки Жабни) у краеведческого музея, который занимает помещение бывшей церкви. Я, кстати, рекомендую посетить и сам музей, ибо там собрана интересная коллекция фотографий и макетов, рассказывающая о "допотопном" городе. Перед музеем раскинулся небольшой парк, обрывающийся к воде. На картах часто указывают, что отсюда есть паромная переправа к центру города. Это легкое преувеличение, но вид действительно хорош. На главную достопримечательность города - колокольню - лучше всего смотреть с пристани в центре города (на левом берегу Жабни). Здесь для катеров, курсирующих по Волге, сделаны деревянные мостки, уходящие метров на 60 от берега. Метрах в 200 от берега стоит колокольня, основание которой засыпано землей. Когда шло строительство плотины, дома, которые должны были быть затоплены, разбирали и переносили на другое место, а то, что мешало, но не подлежало разборке, как, например, монастырь, просто взрывали. Однако местным коммунистическим властям показалось удобным использовать колокольню как место для тренировок начинающих парашютистов. Поэтому ее решили на первых порах не сносить. Позже, когда революционные маньяки сошли с исторической сцены, колокольню и вовсе оставили. Более того, ее обсыпали грунтом, чтобы предотвратить разрушение, вызываемое водой и ледоходом. Теперь это место своеобразного паломничества и символ города.

Страницы истории

Территория города обживалась с 12 века - здесь существовала слобода. О ней практически ничего не известно. Однако в 15 веке на противоположном берегу Волги на землях купца Коляги был основан Калязинско-Троицкий (Макарьевский) монастырь. Бурная российская жизнь, тем не менее, шла мимо города. В 1775 году слобода получает статус уездного города. Близость к центрам и положение на судоходной реке позволяло городу существовать без особых бед. В конце 19 века здесь было около 30 предприятий, среди которых были судоверфь, кожевенные и кафельные заводы. В 30-е годы город был практически уничтожен водохранилищем и построен на более высоком месте. Но вместе с этим, именно этому факту он и обязан своей широкой сегодняшней известностью. Одиноко стоящая посреди реки на месте бывшего центра колокольня затопленного и разрушенного Никольского собора стала символом коммунистического беспредела и памятником человеческой жестокости.

Достопримечательности

Главная достопримечательность Калязина - колокольня Никольского собора (1800).

Интерес представляет стоящая на выгодной позиции над рекой Богоявленская церковь (1781), сегодня - краеведческий музей. В городе сохранились несколько кварталов с застройкой 18-19 веков.