Ивангород
Как добраться
Из Санкт-Петербурга с Балтийского вокзала пригородным поездом (2 раза в день)
(до недавнего времени ходил с закрытого ныне вокзала Варшавского); либо автобусами с автовокзала (Обводный канал дом 36),
отправление практически каждые два часа.
Из Москвы с Ленинградского вокзала поездом на Таллинн (10,5 часов в пути, идет ночь, прибывает очень рано утром).
Из Кингисеппа пригородным автобусом.
Ивангород располагается на самой границе с Эстонией и официально (на 2002 год) входит в
погранзону. На практике это означает, что перед городом расположен КПП, на котором
проверяют документы у всех прибывающих. Правила (которые в наше нестабильное время имеют
обыкновение меняться периодически как в сторону ужесточения, так и либерализации)
предусматривают необходимость получения специального пропуска на въезд в Ивангород
или наличия эстонской визы.
(Подробнее об этом можно прочитать на странице http://info.ivangorod.ru/zone_p.php)
На основании личного опыта можно сказать, что в Ивангород пропускают по обычному
командировочному удостоверению. Понятно, что такие "вольности" в любое время могут быть
пресечены.
Необходимо также отметить, что КПП стоит только на Таллиннском шоссе, в то время как
существует еще одна дорога, ведущая в город с севера, из Усть-Луги, вдоль левого берега реки
(в Кейкино надо свернуть на срезку, ведущую в южном направлении). Раньше в Усть-Луге тоже
стоял КПП, но в настоящий момент (2002 год) его нет. Этот путь в Ивангород любят
Петербургские велосипедисты, так как для других категорий путешествующего люда он не
очень удобен (общественного транспорта по нему нет, дорожное покрытие оставляет желать
лучшего).
Общее описание
|
Ивангородская крепость. Фото И.Гуревича. |
Ивангород расположен в Ленинградской области на восточном берегу реки Нарвы.
Своe имя город получил от названия древней крепости, построенной в 1492 году. "Повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже против Ругодива немецкого на реке Нарове на Девичьи горе" - так говорится о Ивангороде в древней летописи. В тревожное для Руси время эта крепость служила щитом русских земель, на протяжении более двух столетий являясь мощным форпостом на ее западной границе.
Основная достопримечательность города - крепость, которая и сейчас поражает своей монументальностью и мощью. Крепость расположена на крутых склонах Девичьей горы, месте труднодоступном и живописном. Гора с трех сторон омывается быстрой Нарвой, а с четвертой - окружена глубоким оврагом. Эта крепость достраивалась и расширялась с XV по XVII век и представляет собой сложный комплекс оборонительных сооружений.
Ивангород был пограничным городом, когда напротив него на другом берегу Наровы стоял город Ливонских рыцарей Ругодив (так русские называли Нарву). И в наши дни Ивангород оказался пограничным городом, когда Нарва стала частью соседнего государства - Эстонии. В наше время крепостей не строят, но при подъезде к мосту через Нарву недавно сооружено новое здание государственной таможни - еще один атрибут приграничной жизни. Сам мост, названный в советские времена, сразу после присоединения Эстонии к СССР, мостом Дружбы, теперь огорожен забором с колючей проволокой.
До недавнего времени, когда Ивангород и Нарва принадлежали одному государству, они были экономически очень тесно связаны, имели общее коммунальное хозяйство, общие водные и энергетические ресурсы. Тем тяжелее был разрыв, особенно для Ивангорода, многие жители которого работали на предприятиях Нарвы.
Хочется верить, что наступят когда-нибудь времена добрососедства двух старинных городов, и здание сегодняшней таможни станет лишь историческим памятником, как и две древние крепости - Ивангородская и Нарвская, стоящие безмолвно друг напротив друга на разных берегах реки.
|
Ивангородско-Нарвский историко-муниципальный промышленно-оборонительный пейзаж. Фото И.Гуревича. |
Страницы истории
В XV веке все большее значение для связи России с Западом приобретали новые торговые пути. Особенно оживленная торговля шла через города и порты Ливонии: Нарву, Ревель (Таллинн), Дерпт (Юрьев, Тарту) и Ригу. Россия, заинтересованная в выходе к Балтийским портам и в непосредственном торговом контакте со странами Центральной и Западной Европы, все время наталкивалась на препятствия со стороны Ливонского ордена. Рыцари Ливонского ордена, совершавшие постоянно набеги на русские города, в 1482 году заключили перемирие с Москвой сроком на 10 лет. Когда срок перемирия стал истекать, в 1492 году на берегу пограничной реки Наровы русские заложили каменную крепость Ивангород. Эти оборонительные укрепления были возведены на месте старинного русского поселения на Девичьей горе напротив Нарвы.
После нападения шведов на Ивангород в 1496 году, московские власти развернули работы по укреплению крепости и дальнейшему ее совершенствованию. В третьей четверти XVI века Ивангород имел уже три укрепленных района и посад, обнесенный самостоятельной деревянной стеной. В результате осуществленного в несколько этапов строительства, Ивангород превратился в технически передовую крепость, надежно защищавшую западные границы России от вторжения Ливонских рыцарей. Город быстро рос, заселялся служилым и торговым людом. Здесь находился и двор наместника.
В 1558 году началась Ливонская война. Россия надеялась, победив Ливонских рыцарей, получить долгожданный выход к Балтийскому побережью. Из крепости Ивангорода по ливонской Нарве был нанесен первый удар русских. После взятия Нарвы и дальнейших успешных военных действий России в Ливонии, Ливонский орден распался, но почти все его земли отошли к Польше и Швеции. В результате чего, война России в Прибалтике превратилась в войну с Польшей, Литвой и Швецией.
В 1581 году шведы захватили Ивангород, Нарву, Копорье и Ям. В дальнейшем Ивангород несколько раз в течение этой войны переходил от России к Швеции и снова возвращался к России, пока в 1617 году, по очень невыгодному для России Столбовскому мирному договору, не был в числе других городов и земель оставлен за Швецией. Оккупация продолжалась около ста лет.
Тяжелую жизнь русских в этих городах хорошо передает "Плач о Нарове", написанный в 1665 году в Стокгольме Леонтием Белоусом, русским из города Ругодиева (Нарвы).
Россия не могла примириться с утратой своих земель. Северная война 1700-1721 годов, начатая Петром I, была борьбой за освобождение от шведского владычества на Северо-Западе России и за выход к Балтийскому морю. В 1704 году Ивангород был освобожден.
В 1708 году Петром I было введено новое административное деление России, по которому города Северо-Запада, в том числе и Ивангород, попали в Ингерманландскую губернию, которая в 1710 году стала называться Санкт-Петербургской.
Победоносное завершение Северной войны изменило положение городов Северо-Запада России. Ивангород, так же как и Копорье, Орешек и Корела, утратил былое значение форпоста России, так как граница далеко отодвинулась на север и запад.
Города Санкт-Петербургской губернии экономически развивались по-разному. К концу XVIII в Ивангороде из промышленных предприятий была основана только льнопрядильная фабрика, но были широко развиты различные промыслы, в том числе рыболовный, лесной и гончарный. Город поставлял также рабочую силу в соседнюю Нарву, хорошо развитую в промышленном отношении.
В советское время Ивангород считался рабочим поселком и лишь в 1954 году он получил статус города районного подчинения.
|
Длинный Герман подсматривает из Нарвы. Фото И.Гуревича. |
Достопримечательности
Главной достопримечательностью Ивангорода является его крепость. Крепость состоит из трех частей, название которым дали в XVII веке:
1. Замок -
небольшая западная часть Ивангорода, начинающаяся от кромки обрыва и ведущая к реке Нарве.
2. Большой Боярший город -
восточная часть, самая большая часть крепости с семью башнями.
3. Передний город -
крепостные сооружения, пристроенные к северо-западной части Большого Бояршего города. К Переднему городу примыкает земляное укрепление - Боярский вал, насыпанный в XVII веке и облицованный чуть позже камнем.
Чтобы разобраться в структуре этих оборонительных сооружений, необходимо вспомнить последовательность и назначение основных строительных этапов при возведении одной из выдающихся древнерусских каменных крепостей.
От крепости, созданной в 1492 году и положившей начало Ивангороду, до наших дней сохранились лишь отдельные фрагменты. Это была четырехугольная в плане крепость с четырьмя квадратными башнями по углам, со стенами, сложенными из местного известняка и имеющими толщину 3 м. Стены заканчивались зубцами, в которых размещались бойницы. Эта крепость была создана по последнему слову военно-инженерного искусства, подобных крепостей в древней Руси тогда еще не было.
Но небольшие размеры этой крепости не позволяли разместить в ней необходимую численность воинского гарнизона, а свободная территория Девичьей горы, наоборот, позволяла неприятелю сосредоточить здесь для штурма большое войско. В 1496 году по указанию Московского правительства начались работы по реконструкции этих оборонительных укреплений. Всего за 12 недель работы были закончены. К восточной стороне прежней крепости пристроили значительно превосходящую по размерам новую прямоугольную крепость, впоследствии получившую название Большого Бояршего города. Таким образом, две угловые башни старой крепости 1492 года оказались как бы вмурованными в стену новой. В настоящее время это хорошо просматривается, видны контуры башен, а также ряд древних зубцов на стене.
Большой Боярший город был вытянут с запада на восток, общая длина стены 617 метров. По углам стояли четыре круглые башни, между которыми располагались башни прямоугольные. Две башни, в которых находились ворота, дошли до нас уже в перестроенном виде. Так на месте Воротной башни в XVI веке была выстроена восьмигранная Отводная башня, которая являлась ловушкой для прорвавшегося неприятеля, так как она не имела покрытия, а из бойниц крепостной стены, находящихся выше, легко простреливалась. В XIX веке эта башня была отреставрирована.
Интересно выполнены междуэтажные лестницы в Провиантской и Воротной башнях (названы так в XVII веке), которые располагались в толще башенных стен, но именно в той части, которая обращена внутрь крепости, чтобы предотвратить разрушения более тонких участков стен во время артиллерийского обстрела. Таким образом, после завершения строительства 1496 года, Ивангород состоял из двух частей: западной - крепость 1492 года и восточной - Большого Бояршего города. В 1502 году крепость в своем новом виде успешно отбила нападение большого Ливонского отряда.
В 1507 году продолжились работы по укреплению крепости. К Большому Бояршему городу с запада и до кромки обрыва, ведущего к реке Нарове, пристроили новое укрепление, получившее впоследствии название Замок, который полностью поглотил первоначальную крепость 1492 года. Две интересные башни были построены в стенах Замка, одна - Колодезная (в ней был тайник - колодец), другая - самая высокая - Пороховая, со смотровой площадки которой хорошо просматривалась река и Ливонская Нарва. Письменные документы сохранили имена создателей Замка - это русский мастер Владимир Таракан и иноземный зодчий Маркус Грек. На протяжении всего XVI века велись строительные работы по усовершенствованию и усилению крепости.
В XVII веке строительные работы были завершены пристройкой к северо-западной части крепости Переднего города. В результате строительства Переднего города с его двумя башнями (башня Наместника и Длинношеяя), вся территория Девичьей горы была застроена. Ивангород стал еще более неприступным оборонительным укреплением. "Здесь были воплощены новейшие инженерные фортификационные идеи, в том числе строгая регулярность построек, круглые фланкирующие башни, тщательно продуманная система наблюдения за противником и равномерность огневой защиты крепости".
Несмотря на то, что крепостной ансамбль создавался на протяжении значительного отрезка времени (с конца XV до начала XVII века), Ивангородская крепость представляет собой целостное, логически завершенное архитектурное произведение.
|