Дербент
Дербент
Дербент

Дербент -

районный центр в Дагестане, в 121 км к юго-востоку от Махачкалы.

Дербент расположен на берегу Каспийского моря, на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. В городе есть морской порт, железнодорожная станция на линии Махачкала - Баку, через город проходит автомобильная магистраль М29 (Ростов-на-Дону - Баку).

Основная достопримечательность - крепостной комплекс Дербента.

Внимание!

В настоящее время (2004 год) посещение республики Дагестан связано с определенным риском. Авторы настоятельно рекомендуют воздержаться от поездок в Дербент без исключительных на то причин.

Общее описание

Вид на цитадель Нарын-кала и участок северной городской стены с востока.

Прекрасная горная страна Дагестан воспета многими поэтами, писателями и художниками. Ее незабываемые пейзажи, своеобразный быт, замечательные ковры, ювелирные, керамические и другие изделия ее мастеров, говорящих на десятках различных языков, всегда воспринимались с восхищением и удивлением всеми, кто хотя бы немного знакомился с этой страной.

Безусловно, весьма сильное впечатление производит на всякого путешественника и город Дербент, самый древний на территории Дагестана, да и всей России. Он гораздо старше по возрасту самой нашей страны, он древнее "вечного города" Рима и уже существовал на свете, когда на географических картах и в помине не было современных государств. Дербенту - 5000 лет.

"Город расположен на западном побережье Каспийского моря, где горы Кавказа почти вплотную подходят к берегу, оставляя лишь узкую полоску приморской равнины шириной около трех километров. Здесь в древности пролегал знаменитый Прикаспийский путь - единственная удобная дорога из степей Юго-Восточной Европы на Ближний Восток. На этом пути, в одном из его самых стратегически важных и географически удобных мест, возникло первое поселение на месте нынешнего Дербента".

Ворота Джарчи-капы. Вид с внутренней стороны.

Именно в этом месте богатые и цветущие земледельческие народы Ближнего и Среднего Востока "отгородились" мощными укреплениями от опустошительных набегов кочевых племен из степей Юго-Восточной Европы.

Идея перегородить гигантской стеной большой участок земли от моря до высоких гор казалось бы фантастической, если бы не стояла эта стена перед нами воочию. Идея сделать при этом две таких стены, устроив между ними поперечный "город-коридор", - не менее оригинальна, и это осуществлено. Наконец, Горная стена, уходящая от крепости далеко на запад в Кавказские горы, хоть и не может считаться исключительным изобретением, но вполне сравнима по значению с Великой Китайской стеной, правда, меньшей протяженности и, к сожалению, хуже сохранившаяся.

В разные времена многочисленные народы давали городу разные названия (их всего более двадцати), но все они связаны со словом "ворота". Название "Дербент" - персидское, восходит VI веку н. э. и дословно означает "Узел ворот", или "Замок ворот". Русские называли этот город "Дербень" или "Железные врата".

Подробное описание удивительного города оставили многие восхищенные наблюдатели разных веков, в том числе сосланный сюда писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский. Город ему напоминал "огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море".

Прочнейшая кладка крепостных стен и башен, выдержавшая за тысячелетия не один штурм, хорошо сохранилась за небольшими исключениями до наших дней, что дает сегодняшнему путешественнику уникальную возможность мысленно разговаривать с современниками давно исчезнувших племен и народов.

Страницы истории

Здание гауптвахты в цитадели. 1828 г.

На основании достоверных источников и исследований сохранившихся до наших дней древних укреплений Дербента, было сделано заключение, что город основан в VI веке н. э. персидскими царями Сасанидской династии, и "отцом города" считался знаменитый царь Хосров I Ануширван, впервые отгородившийся в этом месте мощными стенами от набегов хазар с севера. Таким образом, предполагалось, что возраст города составляет вполне солидное число - почти 1500 лет.

Но сравнительно недавно, в 1971 г., начавшиеся в Дербенте археологические раскопки дали поистине сенсационные результаты, свидетельствующие о том, что эти места видели времена гораздо более древние.

Раскопки выявили древнее поселение, возникшее на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры, то есть пять тысяч лет тому назад! На территории ныне существующей цитадели были найдены остатки построек, многочисленных предметов труда и быта, сельскохозяйственных орудий и зернохранилищ, говорящих о существовании здесь одного из древнейших земледельческих хозяйств, характерных для тогдашнего Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Европы. Найденные в результате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров и разрушений, а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают, что, когда скифы в VIII-VII вв. до н. э. совершали свой поход на Ближний Восток, им уже приходилось штурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента. Раскопки обнаружили появившуюся здесь на рубеже VIII-VII вв. до н. э. мощную крепость со стенами из крупного бутового камня, просуществовавшую с перестройками и ремонтами до прихода сюда Сасанидов. Цитадель Нарын-кала VI века н. э. возводилась на остатках древней кладки.

Здание ханской канцелярии в надвратной части цитадели (реконструкция). Ворота Нарын-Кала-Капы.

В III-I веках до н. э. на территории нынешних Азербайджана и Южного Дагестана возникло государство Кавказская Албания, в состав которого входил тогда Дербент. I-III века нашей эры были периодом расцвета Дербента, о чем свидетельствует большое количество привозных изделий и украшений из Сирии, Индии и Египта, найденных в могильниках этого времени. При строительстве стали применяться хорошо обработанный камень с резьбой, глиняный раствор, алебастр. Появление квадратных крепостных башен свидетельствовало о дальнейшем развитии искусства фортификации.

В середине III в. н. э. Дербент был захвачен персидским царем Шапуром I, который "разрушения и пожарища учинил". Однако окончательно под власть персов город попал только в IV в. н. э., а новый, важнейший этап строительства мощнейших крепостных сооружений начался при Хосрове I Ануширване (531-579 гг).

"Строительство Дербентского комплекса велось по этапам: сначала цитадель и северная стена города, потом южная стена, а позднее - Горная стена (Даг-Бары). В VI веке была возведена и первая поперечная стена, отделявшая обживаемую часть Дербента у цитадели от незаселенной приморской (две другие поперечные стены появились в X-XVIII веках)". Усиленное строительство укреплений Дербента происходило в обстановке постоянной нестабильности, вызванной появлением в конце IV в. н. э. "царства гуннов", а затем и Хазарского каганата.

В VI-VII веках Дербент превращается в развитый средневековый город, обладающий, помимо военно-оборонительного значения, достаточно высоким уровнем социально-экономического развития.

Сплотившиеся благодаря исламу воинственные племена арабов создали мощное объединенное государство - Арабский халифат, разгромившее в конце концов персидскую Сасанидскую державу. Арабы незамедлительно начали борьбу за овладение Дербентом и в начале VIII в. окончательно отвоевали его у хазар. Знаменитый арабский полководец Маслам бен Абд-Ал-Мелик, ближайший родственник арабских халифов, за плодотворную строительную деятельность назван историками "вторым отцом" Дербента.

"При нем Дербент становится крупнейшим военно-политическим центром Кавказа, где находился очень крупный гарнизон, резиденция наместника халифа. Сюда стекались налоги и продовольствие со всей территории Северо-Восточного Кавказа, отсюда шло распространение ислама".

В борьбе с ширваншахами дербентским эмирам помогали русы, с которыми в то время сложились союзнические отношения. Военные отряды, состоящие из славян и норманов, спускались по Волге в Каспий и нападали на его западное и южное побережье, но ни разу не грабили дружественный Дербент, который предоставлял им надежную гавань и базу для пополнения припасов и ремонта судов.

Однако мощные стены Дербента не спасли Русь от Чингисхана. В 1222 году "...татары по местам неприступным перешли Кавказские горы, заваливая пропасти деревом, камнями, бросая туда свой багаж, даже лошадей и военные снаряды". А в 1223 г. была битва при Колке, с которой началась для России мрачная эпоха татаро-монгольского ига. В ближайшие десятилетия монголы разорили всю округу Дербента, экономика пришла в упадок. Во второй половине XIV века к этому добавилась оккупация города войсками Тимура, а в XVI в. Дербент стал ареной ожесточенных войн между Турцией и государством Сефевидов (на территории Азербайджана, Ирана, Ирака).

Сефевидский шах Аббас в начале XVII века нанес туркам серьезное поражение и занялся восстановлением дербентских укреплений и порта.

Армянский храм. XIX в.

С XVIII века Восточный Кавказ и Дербент вошли в сферу государственных интересов России. 23 августа 1722 г. Петр I с войсками без боя вступили в Дербент. Он писал тогда об этом в Сенат: "Наиб сего города и ключ понес от ворот. Правда, что сии люди не лицемерно, любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили". Петр оценил значение Дербента, по его приказу были проведены работы по ремонту стен, ворот и других сооружений. В память о его пребывании жители хранят землянку, в которой якобы жил тогда великий император.

Однако Дербент был окончательно присоединен к России только в 1806 году. С 1820 года при активном участии генерала Ермолова началась застройка нижней приморской части города. Была снесена часть южной стены, за пределы которой распространились новые жилые кварталы с прямоугольной сеткой широких улиц. По контрасту с европейской застройкой приморской части, на западе города вблизи цитадели сохранилась живописная восточная вязь старинных магалов с узкими улочками, глухие стены которых скрывают уютные и зеленые дворики.

Герб Дербента был утвержден 21 марта 1843 г. Интересно его описание: "...на правой стороне переплетшиеся корни растения марены и несколько стеблей маку, перевязанных золотой веревкою, в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием марены и разводят мак для приготовления из него опиума (ширяк)."

В развитии города большую роль сыграло строительство железной дороги, открытой для движения из России через Дербент до Баку в 1900 году. Эта дорога - символ нового времени. Будто наконец открылся гигантский и несокрушимый каменный "шлагбаум", тысячелетиями преграждавший путь по Прикаспийскому Кавказскому коридору.

Достопримечательности

Цитадель Нарын-Кала. Вид с юга.

Наиболее интересен, поистине уникален и не похож ни на одну известную из сохранившихся систем городских укреплений, безусловно, сам крепостной комплекс Дербента. Главная часть системы укреплений - цитадель Нарын-кала (один из вариантов перевода этого названия на русский язык - "Солнечная крепость"), построенная на высоком отроге Джалганского хребта в VI веке. Мощные трехметровой толщины стены, ограничивающие территорию площадью 4,5 гектара, сложены из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков с заполнением из рваного камня и известкового раствора. Такую же конструкцию имеют и параллельные стены города, северная более ранней постройки, и южная, возведенная позже. Обе стены имеют многочисленные башни. Когда-то эти стены уходили далеко в море, препятствуя обходу города по мелководью и создавая удобную и хорошо защищенную гавань.

Интереснейший памятник, выразительное свидетельство древности города, расположен в северо-западной части цитадели Нарын-кала. Это подземное сооружение, крестообразное в плане и перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако внимательное археологическое изучение позволило исследователям установить, что перед ними - крестово-купольный христианский храм, построенный на земле в V в., а затем погребенный мощными тысячелетними культурными напластованиями. По свидетельству историков, Дербент до середины VI в. был христианским центром Кавказа.

Ворота Кала-Капы. Вид с внутренней стороны.

В южной и северной городских стенах имеется несколько ворот, из которых самыми интересными и наиболее архитектурно отработанными являются ворота южной стены - Орта-калы (Средние ворота). На протяжении многих столетий стены, башни и ворота неоднократно ремонтировались. Архитектурные детали в обработке верха стен и башен и проемов ворот отражают разные периоды развития архитектуры и строительного искусства.

Важное место среди достопримечательностей города занимают сооружения для хранения и использования воды, которая для любого города-крепости имела едва ли не первоочередное значение. Вода, поступавшая из родников на склоне горы Джалган, по многочисленным обнаруженным при раскопках каменным и керамическим водоводам направлялась в несколько подземных водохранилищ, в том числе и в приспособленный для этой цели старый христианский храм. В Дербенте сохранились также несколько старинных фонтанов, из которых жители берут воду и по сей день, в частности - Хаибулах (Ханский источник), Дгиарчи-булах (Источник вестника) и другие.

Участок городской стены и городские магалы.

Интересны и сохранившиеся в городе старинные бани. Одна из них - в центральной возвышенной части цитадели. Это подземное сооружение сводчато-купольной конструкции XVII века, с несколькими помещениями для холодного и горячего отделений и раздевания, с резервуарами для холодной и горячей воды.

С высоты цитадели открывается прекрасный вид на город. Среди плоских крыш, как будто прорезанных трещинами кривых улочек, возвышаются купола мечетей, которых в городе довольно много. Они напоминают о временах арабского владычества. Самая большая, красивая и древняя из мечетей - Джума (VIII в).

Из цитадели также хорошо видны обширные древние дербентские кладбища с многочисленными каменными стелами и саркофагами V-IX вв, отмечающими места захоронения многих отважных защитников крепости, павших в разные времена.

Кладбище.
Фото В.Динеца.

В юго-западном углу крепостной стены цитадели расположен прямоугольный проем, ведущий в угловую башню, через которую когда-то был вход на Горную стену (Даг-бары), начинавшуюся как раз от этой башни. В настоящее время сохранились лишь небольшие участки этой стены, но их изучение показало, что это было грандиозное сооружение толщиной 3 и высотой 10 метров, с многочисленными укрепленными фортами, полуфортами и прямоугольными башнями. Эта мощная линия обороны, извиваясь по сплошному горному рельефу, уходила вглубь Кавказа более чем на 40 километров.

Разумеется, в городе с 5000-летней историей, так насыщенной событиями, накопилось достопримечательностей не на одну толстую книгу. Такие книги написаны и богато проиллюстрированы.