|
Северная и восточная части, напротив, пологие, причудливо изрезанные естественными проливами, образуют множество маленьких островков, и в иных местах по неглубоким бродам можно даже перейти с одного острова на другой.
Валаамская природа уникальна. На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке.
Богат и разнообразен животный мир Валаама, большое количество птиц гнездится на скалистых его берегах.
Расположение архипелага в районе наибольших глубин Ладожского озера (233 м) влияет на климат островов. Средняя температура июля +17 градусов, февраля -9.
За свою долгую жизнь таинственный Валаам привлекал к себе внимание многих.
Основанный здесь в XIV веке мужской православный Спасо-Преображенский монастырь, претерпевший за свою большую историю множество перемен от недолгих лет процветания до полного запустения, к середине XIX века достиг наивысшего расцвета. Именно в это время на Валаам отправлялось множество богомольцев и туристов, художников и писателей. Неповторимую суровую красоту этих мест отразили в своем творчестве художники Н.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, М.К. Клодт, Ф.А. Немирович-Данченко, А.Н. Апухтин.
В то время из Петербурга до Валаама можно было добраться за двое суток, сейчас на современных теплоходах - за десять часов.
С 1979 года Валаам, превращенный в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, принимает туристов и паломников из России и многих других стран мира.
Страницы истории
|
Ограда монастырского сада. XIX в. |
С давних времен карелы, славянские и финские племена заселяли приладожье, добираясь и до островов Ладожского озера, но временем основания православного монастыря многие ученые склонны считать начало XIV века.
К этому времени Швеция стала проникать на земли Великого Новгорода, который для своей защиты строил на западных границах не только оборонительные крепости, но и православные монастыри. Православный Валаамский монастырь, расположенный на Ладоге, по которой издавна проходили торговые пути, стал быстро развиваться, расширяя свои связи с другими районами Севера, вплоть до Олонца и Кеми. Троицкий монастырь, так он тогда именовался, объединил под своей властью многие острова архипелага, часть деревень северного Ладожского берега, некоторые рыбацкие промыслы и соляные варницы. В XV и XVI веках монастырь величали уже "великою лаврою".
В конце XVI века, когда Россия вела борьбу со Швецией за выход к Балтийскому морю, Валаамский монастырь несколько раз подвергался разрушительным нападениям со стороны шведов. Так, в 1582 году монастырь был полностью сожжен и в течение последующих 15 лет переживал почти полное запустение.
Но в 1597 году царь Федор Иоанович одарил монастырь новыми землями, прислал работных людей, и обитель застроилась церквями и хозяйственными постройками, появились новые скиты.
Спокойный период для монастыря длился недолго. В 1611 году шведы, в последний раз напавшие на монастырь, уничтожили все церкви и скиты. Были убиты все старшие служители, и только некоторым молодым монахам удалось спастись бегством на отдаленные острова или на материк. На этот раз шведы оставили на Валааме военный гарнизон. По Столбовскому миру 1617 года все завоеванные шведами земли северо-запада России были закреплены за ними.
И только в результате Северной войны, когда Петр I вернул все русские земли и острова в Карелии, стал восстанавливаться и Валаамский монастырь. С 1717 года по приказу Петра на острове началось строительство под покровительством князя Меньшикова.
Начался новый этап в истории Валаама. Наиболее старые каменные постройки первой половины XVIII в. возводились под руководством "архитекторов-умельцев", людей без специального образования. Это были Иосиф Шавров и монах из Саровской пустыни Назарий, который был определен строителем в Валаамский монастырь специальным указом Петербургской духовной консистории от 7 марта 1782 года. Он руководил строительством "внутреннего четырехугольника" монастыря с трапезной, "теплой" Успенской церкви, келий и различных служб. Это строительство продолжалось до 1792 года.
|
Водопроводный дом. 1860-1863 г. Архитектор А.М. Горностаев. |
Наибольшего расцвета монастырь добился в период, когда игуменом его был Демьян Кононов, в иночестве Дамаскин. Обладая от природы разнообразными способностями, живым умом и большим организаторским талантом, он за 35 лет своего руководства (начиная с 1839 года) добился неслыханных результатов в сложном и разностороннем монастырском хозяйстве. При нем на Валааме и островах уже в 1840 г. действовало несколько пекарен, больница, аптека, баня, различные мастерские, которые давали продукцию не только для монастырских нужд, но и на рынок; работали свечной, кирпичный, лесопильный и камнерубный заводы. Отлично отшлифованный розовый и серебристо-черный камень поступал не только в Петербург, но и в другие города России. На Валааме был сооружен один из первых на Севере водопровод, создана сложнейшая ирригационная система.
На острове, земля которого была совершенно непригодна для земледелия и садоводства, были разбиты прекрасные фруктовые сады. По приказу игумена с материка доставляли на лодках и баржах лучшую, специально отобранную землю, из которой выполнялся "культурный слой" - почва метровой толщины. Урожаи плодов, выращенных на Валааме во второй половине XIX века, кормили не только монастырь, гостей и богомольцев, но и поселения на материке.
Из обширной переписки, которую вел Дамаскин с различными специалистами, видно, какой интерес он проявлял к любым занятиям, будь то садоводство, или любая другая отрасль.
Особое внимание он уделял строительству, которое, в связи с открывшимся в 1844 г. регулярным пароходным сообщением, стало развиваться особенно быстро, планомерно и качественно. Он добился того, что на Валааме и прилегающих островах было разрешено строительство только под руководством дипломированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был архитектор академик А. М. Горностаев, который построил немало прекрасных сооружений на Валааме и других островах архипелага.
После смерти Дамаскина монастырем талантливо управлял его помощник Иван Дмитриев (Ионафан II), при котором была усовершенствована (по его собственным чертежам) сложная водопроводная система острова, снабжавшая водой сады, поля, фермы и другие службы. Им была создана образцовая молочная ферма, кирпичный, смолокуренный и кожевенный заводы, к которым подходили рельсовые пути с подъемными кранами. Ионафан II продолжил начатое при Дамаскине приведение в порядок монастырской библиотеки, насчитывающей 15 тыс. томов.
После Дамаскина и Ионофана II вплоть до начала XX века Валаамским монастырем правил игумен Гавриил, при котором монастырское хозяйство продолжало успешно развиваться, строились новые скиты, осваивались пустынные острова архипелага. При нем (1890-1903 г.) в обители насчитывалось более тысячи монахов и послушников, доходы монастыря были самыми высокими за все годы его существования. При Гаврииле была завершена роспись всех главных церквей Валаамских островов, в которых и он принимал участие как живописец. На островах вплоть до Первой мировой войны велось грандиозное строительство. Валаамские острова были известны туристам не только из России, но и из Германии, Англии, Америки.
В декабре 1917 года, после победы Октябрьской революции в России по постановлению Совета народных комиссаров Финляндия получила независимость.
В 1919 году самостоятельное положение православного русского монастыря на территории государства Финляндия было только юридическим, на деле монахов там было меньше, чем финских войск, занимавших и монастырские помещения. Часть валаамских монахов покинула монастырь, другие приняли финское гражданство.
В 1939-1940 годах, во время Финской войны, оставшиеся на Валааме монахи были эвакуированы вглубь Финляндии, где и основали Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие монастырские ценности, в том числе архивные рукописи и библиотека, которая в настоящее время тщательно охраняется как музейная реликвия Валаамского монастыря.
После окончания Финской войны в 1940 году на Валааме проходили практику советские курсанты школы боцманов и роты юнг, которые с первых дней Великой Отечественной войны оказались на переднем крае фронта. После тяжелых боев в сентябре 1941 года острова были сданы врагу и освобождены советскими войсками в 1944 году. В память о павших героических защитниках Валаама в 1976 году здесь был сооружен памятник.
Сегодня на Валааме возрождающийся монастырь соседствует с музеем.
Достопримечательности
|
Скит Всех Святых. 1844-1850 гг. |
Задолго до подхода к Никоновской бухте, среди больших валунов и высоких деревьев издали видны здания Воскресенского и Гефсиманского скитов, откуда и начинается экскурсия по Валааму. Далее экскурсоводы по дорогам и тропам могут провести вас к необыкновенной красоты Глухому озеру (всего на Валааме десять внутренних озер). Отсюда по каменному мосту, соединяющему остров Валаам с высоким Скитским островом, подойдем к Скиту "Всех Святых".
Каменный забор с красивыми узорчатыми воротами образует четырехугольник, в центре которого расположены церковь с колокольней и другие здания, выполненные по проекту выдающегося архитектора А.М. Горностаева. При ските имеются два искусственных рыбных водоема, остатки яблоневого сада, недалеко от которого, скрытая соснами, стоит белая часовня с тонкой работы иконостасом из черного мрамора и знаменитый колодец с надписью "Сей колодец глубиною семь аршин высечен в скале в 1857 году при настоятеле отце игумене Дамаскине".
Дальше перейдем к центральному архитектурному ансамблю Валаама. Это Спасо-Преображенский собор с колокольней и окружающими его монастырскими зданиями XVIII и начала XIX века. Сам собор, построенный в 1794 году, был полностью перестроен в 1890 году. В расположенных вокруг собора "внутреннем четырехугольнике" (древнейшая постройка острова) и "внешнем четырехугольнике" размещались монашеские кельи монастыря.
|
Вход в пещеру Александра Свирского. |
Здесь же, в этом комплексе построек, следует отметить здания, выполненные также по проекту архитектора А.М. Горностаева, - это монастырская гостиница, водопроводный дом, а также здание беломраморной Знаменской часовни. Особенно хорош вид на монастырские постройки со стороны Монастырской бухты, куда могут войти только небольшие теплоходы.
От центрального монастырского ансамбля по небольшим перекидным мостикам можно перейти к зданиям Никольского скита на Никольском острове, выполненном также по проекту А.М. Горностаева. Здесь же находится хорошо сохранившаяся церковь Николы Святителя с интересной картиной "Тайная вечеря", выполненной в реалистическом духе неизвестным художником.
На наиболее удаленном Святом острове, находящемся на расстоянии 8,5 км от монастыря, разместился очень старый скит Преподобного Александра Свирского. Здесь все вызывает восхищение: и остров, поднятый на высоту 70 метров над водой, и деревянная церковь в зарослях кустов сирени, и огромные дубы и пихты, под сенью которых крест с надписью о том, что стоит он "над могилой, которую для памяти смертной своими руками ископал преподобный Александр Свирский в дни пустынных подвигов своих на этом острове". А на крутом обрыве западной стороны острова, над входом в пещеру Александра Свирского, стоит другой старинный деревянный крест под деревянной же крышей с древней вязью: "Построена мелница и крест вырезан месяца апрела 1759 года".
Но главная достопримечательность этих мест - редкой красоты природа, а сооружения человеческих рук, с таким вкусом вписывающиеся в уникальные пейзажи, - замечательный памятник трудолюбию и мастерству обитателей Валаамских островов.
|