На рубеже тысячелетий железную дорогу от
Волховстроя до Лодейного Поля электрифицировали, что позволило пустить сюда
электричку из Петербурга. Она проводит в пути около 5 часов.
От Лодейного Поля на Тихвин идет хорошая асфальтовая дорога, которая за
развилкой на Тервеничи превращается в грейдерную. Таким образом, с северной
стороны к монастырю можно проехать по асфальту.
Если ехать со стороны Тихвина (а именно так получается короче, если
путешествовать из Москвы), то езды по грейдеру не миновать. Впрочем, этот
еще довольно большой кусок "бездорожья" (около 70 км в 2001 году) видимо
доживает последние годы, так как на нем замечена дорожная техника.
|
Тервеничи. Еврокельи. Фото И.Гуревича. |
В 2037 году исполнится 900 лет со дня первого упоминания Тервеничского
погоста в летописях (Устав новгородского князя Святослава Ольговича), но
заметных исторических событий вокруг него, несмотря на солидный возраст, не
происходило. Объясняется это довольно просто: Тервеничи расположены в
живописном, но довольно глухом месте, вдали от основных путей-дорог. С
другой стороны, Тервеничи были своего рода столицей для окрестных деревень,
религиозным и культурным центром.
Когда в Тервеничах появилась первая церковь сказать трудно, но из переписи
1582 года явствует, что на погосте было два храма. Известна также точная
дата постройки каменного храма Успения Пресвятой Богородицы - 1861 год. Известна
и другая дата: год 1935-ый. В тот год церковь перепрофилировали в другое
учреждение связанное с культурой - в клуб. Затем клуб превратился в склад,
а венцом "светской карьеры" храма стало использование его в качестве руин,
которое продолжалось до начала периода восстановления в 1991 году.
|
Тервеничи. Покровский собор. Фото И.Гуревича. |
В настоящее время, через 10 лет после начала работ,
на месте бывшего погоста построен новый собор, поднялись современные
монашеские кельи, и уже ничто не напоминает ни о руинах Успенского храма,
ни о недавнем масштабном строительстве.
Хозяйство у обители, по-видимому, крепкое. Его основой стали 15
гектаров земли, братски подаренные монастырю местным колхозом. Еще
некоторое количество земли арендуется. Также монахини разводят различный скот,
включая коров. В монастыре действуют швейная и художественная мастерские. Кстати,
художественные произведения монашек, производят сильное впечатление.
Приведу цитату из отзыва Л.М.Рудницкой, ведущего специалиста Северо-западного
регионального отделения судебной экспертизы: "У художниц есть главное -
свое видение мира: ласковое, доверчивое, радостное" (цитата по книге
"Покрово-Тервеничский женский монастырь Санкт-Петербургской епархии". 2000
год). Слова ведущего специалиста о "ласковом и доверчивом видении мира"
каждый раз приходят на ум, когда перед глазами появляются написанные
местными мастерицами образы скелета с косой, черепа с костями или жуткого
огнедышащего змея, устремляющегося с недобрыми намерениями в сторону
Богоматери.
Не менее интересен в плане "своего видения мира" и другой
сюжет, который я бы трактовал таким образом: Адам совращающий Еву спиртными
напитками. Адам при этом изображен как герой с советского плаката 30-х
годов: мускулистый парень-спортсмен в майке и шортах. Единственное, что не
пропустила бы цензура советского времени в образе этого молодца, так это
татуировку змея на правом плече. Но именно она должна, очевидно,
олицетворять того самого змея искусителя, как бы утверждая, что теперь он
живет в новом обличии.
С другой стороны, несмотря на "свое" и "ласковое" видение мира, получается
весьма интересный продукт смешения церковной тематики и современного
искусства. Если бы не было этих изображений, поездка в Тервеничи во многом
потеряла бы смысл.
|
Тервеничи. Фото И.Гуревича. |
У монастыря есть подворье в Петербурге (храм святых мучениц Веры, Надежды,
Любови и матери их Софии), а также скит в деревне Пирозеро (16 км к юго-западу от
Тервеничей) с храмом в честь иконы Божьей Матери "Неупиваемая Чаша".
Центральное место в композиции Тервеничского монастыря занимает
Покровский собор с колокольней и голубым куполом.
Над входом - фреска и козырек,
украшенный фигурной ковкой и светильниками, стилизованными под газовые
фонари XIX века. С двух сторон от храма стоят деревянные, обшитые досками
белоснежные келейные корпуса.
Отсюда, с довольно высокого холма,
открывается замечательный вид на безграничные лесные дали. Однако если перевести
взгляд на более близкие предметы, то можно заметить дорожку, ведущую вниз к
колодцу, над которым поставлена каменная часовенка.
|