Про наш Архангельский край столько всякой неправды да
напраслины говорят, что придумал я сказать все как есть у нас.
Всю сушшую правду, что ни скажу - все правда.
Кругом все свои - земляки, соврать не дадут.
К примеру, Двина - в узком месте тридцать пять верст,
а в широком - шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных.
У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом
живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно.
Запасливы стары старухи в вечных льдинах проруби делали.
Сколько годов держится прорубь!
Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на
погребицу затаскивали - квас, пиво студили.
В стары годы девкам в придано перьвым делом - вечну
льдину, вторым делом - лисью шубу, чтобы было на чем да в чем
за реку в гости ездить.
Летом к нам много народа приежжат. Вот придут к леденику
да торговаться учнут, чтобы дал льдину полутче, а взял по три
копейки с человека, а трамвай пятнадцать копеек.
Ну, леденик ничего, для виду согласен. Подсунет дохлу
льдину - стару, иглисту, чуть живу (льдины хошь и вечны, да и
им век приходит).
Ну, приежжи от берега отъедут верст с десяток, тоже как
путевы, песню заведут. Робята уж караулят (на то дельны, не
первоучебны). Крепкой льдиной толконут, стара-то и сыпаться
начнет. Приежжи завизжат: "Ой, тонем, ой, спасайте!"
Ну, робята сичас подъедут на крепких льдинах, обступят.
- По целковому с рыла, а то вон и медведь плывет, да
и моржей напустим!
А мишки с моржами, вроде как на жалованье али на
поденшшине, - свое дело знают. Уж и плывут. Ну, приежжи с
перепугу платят по целковому. Впредь не торгуйся.
А мы сами-то хорошей канпанией наймем льдину, сначала
пешней попробуем, сколько ей годов узнам, коли больше ста - и
не возьмем. Коли сотни нет - значит молода и гожа. Парус для
скорости поставим. А от солнца зонтики растопырым да вертим
кругом, чтобы не загореть. У нас летом солнце-то не
закатыватся: ему на одном-то месте стоять скучно, ну, оно и
крутит по небу. В сутки разов пятьдесят обернется, а коли
погода хороша да поветерь, то и семьдесят. Ну, коли дожь да
мокресть, дак отдыхат, стоит.
А на том берегу всяка благодать: всяческо
благорастворение. Морошка растет большушшими кустами, крупна,
ягоды по фунту и боле, и всяка друга ягода.
Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами
солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к
берегу подкатывают да днишша заколачивают. А котора рыба
побойче - выторопится да в пирог завернется. Семга да палтасина
ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом
смазывают да в печку подсаживают.
Белы медведи молоком торгуют (приучены). Белы медвежата
семечками да папиросами промышляют. И птички всяки чирикают:
полярны совы, чайки, гаги, гагарки, гуси, лебеди, северны орлы,
пингвины.
Пингвины у нас хоша не водятся, но приежжают на заработки -
с шарманкой ходят да с бубном. А новы облизьяной одеваются,
всяки штуки представляют, им и не пристало одеваться облизьяной,
- ноги коротки. Ну, да мы не привередливы, нам хошь и не
всамоделишна облизьяна, лишь бы смешно было.
А в большой празник да возьмутся пингвины с белыми
медведями хороводы водить, да ишшо вприсядку пустятся, ну, до
уморения. А моржи да тюлени с нерпами у берега в воды хлюпают
да поуркивают - музыку делают по своей веры.
А робята поймают кита, али двух, привяжут к берегу и
заставят для прохлаждения воздуха воду столбом пушшать.
А бурым медведям ход настрого запрешшен.
По зажилью столбы понаставлены и надписи на них: "Бурым
медведям ходу нет". Раз вез мужик муки мешок: это было вверху,
выше Лявли. Вот мужик и оборонил мешок в лесу.
Медведь нашел, в муке вывалялся весь и стал на манер
белого. Сташшил лодку да приехал в город: его водой да
поветерью несло, он рулем ворочал. До рынка доехал, на льдину
пересел. Думал сначала промышлять семечками да квасом, аль
кислыми штями, а потом, думат, разживется и самогоном торговать
начнет. Да его узнали. Что смеху-то было! В воды выкупали!
Мокрехонек, фыркат, а его с хохотом да с песнями робята за
город погнали.
За Уймой медведь заплакал. Ну, у нас народ добрый: дали
ему вязку калачей, сахару полпуда да велели в празники за
шаньгами приходить.
[Степан Писахов "Сказки Писахова" (Книга вторая)
ОГИЗ, Архангельск, 1940]
|