Несколько лет назад, читая о четырех советских
солдатах, попавших "в относ" в Тихом океане, вспомнил я
одну старую "мирскую оказию".
Читатель, мне кажется, без комментариев оценит
разницу между старым временем и новым: в прежние времена
погибавших поморов никто не искал, никто не писал о них.
Архангельские поморы, бывало, хвалились:
"Морскую беду терпеть нам не диво, но когда что за обычай,
то весьма сносно".
"Гибельные случаи" из своей жизни поморы иногда
закрепляли в своих записных книжках.
Устный рассказ помора о своей беде всегда
поэтично-образен. Но стоит ему взять перо, он,
стесняясь просторечия, пишет как бы "донесение по
начальству". Такой полицейский протокол написал о себе
и талантливейший Афанасий Тячкин, от лица которого и
ведется рассказ "Кроткая вода".
В 1915 году это протокольно-деловитое донесение
разыскала и опубликовала артистка О.Э.Озаровская.
Между тем внуки Тячкина сохранили в памяти живые детали
устного рассказа своего деда. Их воспоминания и
послужили основой предлагаемого читателю рассказа
"Кроткая вода".
* * *
Мы, жители посада Неноксы, знаем ветер, и воду,
и всякую морскую примету.
Но был гибельный случай, над которым я и при старости
лет вздыхаю и говорю: море - измена лютая.
В тот там год весной, еще в море льдина погуливала, пришли мы в
Архангельск купить жита для посева.
На шестое мая заря всю ночь была многокровавая, а у нас
договоренность плыть домой. В карбасе народу двадцать два
человека, а жита двести пудов. Приятель мой, Мирон Кологреев,
говорит:
- Ошалеть надо, чтобы с эким грузом в море напускаться.
Карбасник говорит:
- Ты и не плавай. Нам и без тебя не тоскливо.
Грамотница Дарья кудемская говорит:
- Чем ругаться, сходите поставьте свещу Николе Морскому.
Мы пошли в часовню, свещи затеплили, цену положили, обратно идем,
а старец свещник под берегом сидит у котла с ковшом и кричит:
- Ей вы, утопленники, идите пиво пробовать никольское!
Мы говорим:
- Отче, благослови путь. Он ковшом взмахнул и запел:
- Непорочнии в путь. Аллилуйя...
Мы это в карбасе рассказали. Одни рассмеялись, другие смутились:
- Ведь это он погребальную кафизму запел...
В море выплыли Никольским устьем. Точно из воды выстал
белокаменный Никола.
Тут на веках потонули два сына новгородской посадницы Марфы. Она
и поставила мореходную примету: белокаменный Никола, как лебедь,
одно крыло распустил на север, другое - на полдень.
Карбас грузен, а под парусом ходко бежит. Уж от берега верст за
пять были, и тут ветер стал чернеть. В корму поддаст шелоник, а в
лицо ему всток. Волна пошла несурядна. Кологреев правил волне
вразрез, а правый борт накрыла волна со встока. В каюте вода, в
корме того больше. За помпы схватились - помпы не действуют. У
карбаса то нос в небо взлетит, то корма кверху. Что тут делать?
Надо воду лить, баб от реву унимать...
Парус не поспели обронить.
Бабы взвыли:
- Святитель Никола, убавь воды!
Мужики кричат:
- Ройте жито в воду!
Схватились мешки в море свистать, но той же минуты ветер стегнул
в парус, и суденко наше опрокинулось вверх дном, раз за разом,
трижды. Сильно страшно: вверх колодой переворачивало. И груз и
людей единым мгновением вымыло из карбаса, как сор из чашки.
О, коль тошно человеку водою конец принимать! Я, Афанасий Тячкин,
всплыл из-под карбаса возле самый борт. Карбас лежит на водах
боком: мачта с реей и парусом не дают ему обвернуться вверх
колодой-килем.
Ухватясь за обшивку, я вытянулся за борт, а из-под карбаса
вынесло Мирона Кологреева. Я ухватил Мирона за волосы и подал
руку. В тот же миг карбасник наш, чая спасения, схватил Мирона за
ногу, и толь несоблюдно, что сдернул с ноги, с левой, сапог и
унес в пучину моря.
Еще разом выстали из воды, возле карбаса, братишко мой Степка и
Лукьян Лгалов. Степка сам залягнулся ногами на сухой борт, а
Лукьяна выудил Кологреев.
Еще сколько-то держалась на водах Дарья Ивановна, грамотница из
Кудьмы. Сарафан широко спузырился и не дает тонуть.
Но не успели ахнуть, как она, махнув бахилами, исчезла в бездне.
И вот мы четверо посреди смертей многих. Пособить бы, да нЕкак,
помочь бы, да нечем.
А нас, четырех, понесло вниз и к вечеру спустило до Летних гор.
Несло в великой нужде: карбас на боку, волна ударит, нас ледяной
водой полощет, зубов сцепить не можем.
Как вода пошла на прибыль, и наше суденко покорно плывет в
обратный путь. Верст за пятнадцать подносило к родному берегу.
Видели Ненокотскую вараку и белый Климент на ней. Тогда Кологреев
говорит мне:
- Ты, Афоня, в грамоту горазд. На тебе шило. Напиши память.
Сроду этак никто не писывал, как я, - уцепясь ногами за борт,
головой вниз, рукой буква за буквой царапаю на обшивке. И о
долгах было писано: кому что отдать и с кого что взять.
Опять часы дошли, и кроткая вода понесла нас вниз, попутные воде
летние ветры управили карбас на середину моря. При конце убылых
часов завидели Терский берег. Там еще снег белел. Загорелась
надежда зачалиться за льдинку и вылезти на гору. Но ударил с
Терских гор ветер, а теченье пошло на прибыль... Нас понесло
обратно и стало осаживать во всток, в Зимнее море.
Только глазами ели берег-то... Жажда нас томила.
Выудили льдинку, пососали: как полынь горька. И опять вздохнула
грудь морская. Прибыль сменилась на убылую воду. Палая вода стала
нас осаживать вниз, но несет ближе к земле, и находимся от берега
в семи верстах. Однако вешние воды с Двины садят о Зимний берег
сильно и неодержимо. И мы сказали друг другу:
- Ежели за этот берег не захватимся, то полетим вниз и в океане
пропадем.
Чтобы как-нибудь прибарахтаться к берегу, надо было обронить
мачту с реей и парусом, которые держали судно на боку.
Вот ведь злое горе! Дома, хоть в избе, хоть во дворе, завсегда
топор за поясом и нож у пазухи, а в грозном море оказались с
голыми руками. Но усилились, и отогнули железные обоймы, и
развязали, ногтями да зубами, бортовые снасти-крепи. Но мачту еще
сдерживает штак - снасть, протянутая от верхушки к носу. Благо
ночи светлые, и мы, раздеваясь догола, по очереди лезем в ледяную
воду, от носового корга этот штак отвязывать.
Восьмого мая штак был отвязан. Той же минуты мачта выпрянула из
своего гнезда, и той же секунды карбас обвернулся вверх
колодой-килем. А мы, все четверо, разом ухнули в воду. Но
скорополучно вычарапались на днище и сдумали думу: обвернуть
карбас как следует. Для сей акции уперлись коленями в киль, а
руками в воде по локоть ухватились за борт и тянули на себя. И
толь ловко преуспели, что, обвернувшись, карбас чуть нас не
утопил. Но опять вынырнули и залезли в карбас. Сели, в воде по
пояс, двое с той и двое с другой стороны. Сняли по сапогу, стали
воду отливать. Воды не убывает: взводень через ходит. Между тем
теченье гонит мимо берег, ждать некогда.
Отодрали от поддона две доски матерых. Зачали грести и задаваться
в берег. А Кологреев у руля. Румпель утерялся, и Кологреев держит
руль в охапке. А мы изо всей мочи гребем, действуем досками. А
сами ведь по грудь и по пояс в воде.
Девятого мая, раным-рано поутру, шаркнул наш карбас по
прибрежному песку - хрящу. Выбрели на землю, пали, поклонились
трижды. Напились водицы из ручья, сели на сухом на бережку,
поплакали от радости.
Место, на которое мы вышли, находится в половине Зимнего берега и
называется Добрыниха. Рассудили, что разумнее всего идти в Зимнюю
Золотицу. Кологреев, глядя на меня и на Лгалова, вздохнул:
- Справите ли, осудари, экой путь?
Я действительно при утоплении разбил себе колени, а Лгалов
оскудел всем телом, но и у Мирона одна нога была босая. Я говорю:
- Хоть ползунком ползти, а в Золотице быть.
Пошли мы берегом, брели водою, вязли в глинах. Лезли мы через
наносный хлам, ползли по глиняным оплавинам. Изваляемся, как
куклы глиняные. И везде ручьи гремят, как добрые жеребцы ржут.
Так дошли до становища Лысунова: крест, изба, амбар. И -
безлюдье. В избе на блюде - кости рыбьи прошлогодние, мы
пожевали. И уснули, будто люди, в доме; на лавках, будто
господа какие.
Дальше путь пошел до наволока Вепрь. А погода взялась ненастлива:
сито с дождем. Мы с Лукьяном Лгаловым под руку ведем друг друга.
Кологреев в Лысунове полотенце драное нашел, босую ногу завернул.
Лукьян шутит:
- Чем так идти, поедем друг на дружке попеременно. Ты, Афонасий,
садись на Мирона, я сяду на Степку. Час проедем и сменимся.
Кологреев смеется:
- Я боюсь, Афонька и Лукьян зачнут скакать. Мы упадем, убьемся...
Дошли до наволока Вепрь. На полугоре часовня древняя, и божество
в ней древнее. Лестно было постоять. У иконы воск нашли и
пожевали. Нам досадно было, что ни в одной избушке на странных,
на людей терпящих припасу никакого не оставлено. Но - год был
скудный.
В часовне и обночевали. Сон отрясли - утро ясное, холодное. Опять
бредем, идем песками прибрежными. Пески зыбучие, мы еле ноги
перекладываем.
Этак о полдень привалились на песок, забылись... Вдруг чайка
надлетела, звонко крикнула. Мы прохватились, а невдалеке от
берега бежит судно поморское под парусами.
Мы по берегу забегали, закричали, замолились. Видим: на судне
паруса убавляют, лодку спущают. Кормщик и хозяин судна, дошед до
нас, спрашивают:
- Вы какие?
- Осудари корабельщики, не оставьте нас, губительных людей!
Без дальних расспросов в лодку они нам забраться помогли, а из
лодки на судно затянули. Далее спрашивают:
- Куда вы попадали?
- В Золотицу в Зимнюю.
Они говорят:
- В Золотицу вас доставим. А теперь выпейте, поешьте и усните.
Тут нам несут уху горячую, и хлебы мягкие, и вина по чайной
чашке.
Судно к Золотице подошло, а у меня и у Лукьяна ноги ничего не
понимают. Доброхоты-корабельщики нас в деревню на руках снесли.
Золотицкий староста хотел нас положить к себе, но житель Степан
Субботин отпросил нас в свой дом. Тут доброхоты-корабельщики
прощаются, торопятся на судно.
Мы их только тем отблагодарили, что в ноги пали со слезами.
В Золотицу мы пришли одиннадцатого мая. Мы приметили, что люд
одет нарядно и поют девицы. Здесь был престольный праздник -
троица.
Хозяин наш Степан Субботин нас зовет к гостям. Мы подивились:
- Степан Иванович, какие же мы гости?!
Он говорит:
- Самые дорогие: нынче я вас, потерпевших, принимаю, а в иное
время сам могу попасть в морской унос. Тогда вы меня не оставьте.
Прихаживал к нам и золотицкий старшина. Он советовал:
- Вам веселее будет попадать домой через Архангельск. Когда
поотдохнете, я наряжу под вас карбас.
Преудивленный человек Степан Субботин держал нас десять дней.
Нами беспокоился и нас воспитывал, как отец родной. Приводил
знающих старух, которые определили, что я болею от простуды, а
Лгалов от кручины.
Двадцатого мая мы выплыли из Зимней Золотицы на казенном карбасе.
Из Архангельска поехали домой на конях.
Узнали, что, когда еще нас четверых носило по морю, в Неноксу уж
прилетела гибельная весть и велик был плач с рыданьем.
[Борис Шергин "Древние Памяти"
Москва, "Художественная литература", 1989]
|